Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в которыммы родились. И темп изменений продолжает нарастать.
Сегодняшним школьникам предстоит
Новое время порождает принципиально новый облик ученика, центральным компонентом которого становится готовность к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Требования времени и общества к информационной компетентности учащихся постоянно возрастают. Ученик должен быть мобильным, современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь.
Современное образование в настоящее время должно соответствовать целям опережающего развития. Это возможно благодаря изучению не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем, а также ориентации как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования.
Таким требованиям, на наш взгляд, отвечает робототехника.
Согласно одному из определений, робототехника - это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. В настоящее время робототехника достаточно часто используется в контексте образовательного процесса в общеобразовательной школе. Нужно понимать, что в большинстве случаев речь идет о разной робототехнике – робототехнике, как прикладной науке, при рассмотрении вопросов содержания высшего образования, и «робототехнике», как форме учебной деятельности, направленной на достижения целей и задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением.
Нас будет интересовать Образовательная робототехника – достаточно новая технология обучения, позволяющая вовлечь в процесс инженерного творчества детей, начиная с младшего школьного возраста.
Уже несколько лет в Алтайском крае известно Lego – конструирование — образовательная технология, формирующая у школьников способность критически мыслить, умение видеть возникающие проблемы и находить пути их решения, четко осознавать, где можно применить свои знания. Lego – робот помогает понять основы робототехники, в курсе информатики – наглядно реализовать сложные алгоритмы, а в начальном профессиональном образовании – рассмотреть вопросы, связанные с автоматизацией производственных процессов и процессов управления, систем безопасности,
Изучение робототехники позволяет решить задачи, стоящие перед информатикой как учебным предметом. А именно рассмотрение линии алгоритмизация и программирование, исполнителя, основы логики и логические основы компьютера. Робот рассматривается в рамках концепции исполнителя, которая используется в курсе информатики при изучении программирования. Однако, в отличие от множества традиционных учебных исполнителей, которые помогают школьникам разобраться в этой достаточно сложной теме, Lego– робот действует в реальном мире, что не только увеличивает мотивационную составляющую изучаемого материала, но вносит в него исследовательский компонент.
Для того чтобы осуществить обучение робототехники необходимы педагоги, которые владели бы основными знаниями по робототехнике, навыками работы с роботами, имели достаточно информации о возможностях учебных конструкторов робототехники. Зачастую, преподаватели, имеющие в наличии робота, просто не видят всех открывающихся возможностей в его использовании, и поэтому не достаточно разбираются с ним. Это определяет актуальность разработки программы, которая бы объединила учителей, заинтересованных в продвижении робототехники в Алтайском крае и раскрыла потенциал и возможности Лего конструирования в учебном процессе школы.
С 2010 года в Алтайском крае начала свою работу программа «Образовательная робототехника в Алтайском крае», совместный проект кафедры теоретических основ информатики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» и МБОУ «Гимназия №42» г.Барнаул. Официальный сайт - http://robot.uni-altai.ru/
Идеи программы состоят в том, чтобы:
1.Привлечь внимание талантливой молодежи к сфере высоких технологий.
2. Обеспечить молодежи, вне зависимости от места проживания, возраста или формального уровня образования, доступ к передовым технологиям, таким как робототехника.
3. Предоставить талантливой молодежи возможность для публичной и открытой демонстрации своих профессиональных навыков и личных качеств, а также обеспечить предоставление ей адресной поддержки через открытый и прозрачный механизм системы спортивно-технических мероприятий в сфере высоких технологий.
4. Предоставить возможность учителям и родителям организовать высокомотивированную учебную деятельность по пространственному конструированию, моделированию, программированию и автоматическому управлению.
5. Продемонстрировать перспективность обновления содержания курса «Информатика и ИКТ», «Технологии" и других учебных дисциплин на базе современных моделирующих и программных средств.
Предложена структура научно-исследовательской и технической деятельности учащихся с 1 по 11 класс (автор Алексей Александрович Ушаков):
1-2 класс – Лего-творчество (развитие внимания, сообразительности, памяти, мелкой моторики);
3-4 класс – Лего-конструирование (изучение простых машин – рычаги, редукторы; простое программирование);
5-9 класс – Лего-робототехника (Сборка и программирование роботов, соревнования);
8-11 класс – Олимпиадное программирование (Изучение теории алгоритмов, математики, классических языков программирования);
8-11 класс – Соревнования роботов (Подготовка и участие в соревнованиях, изучение альтернативных языков программирования роботов);
8-11 класс – Естественнонаучное исследование (Целенаправленная работа над проблемой имеющей научно-практическое значение, изучение научного способа познания мира с использованием современных лабораторных инструментов и систем обработки данных).
Взаимодействие между общеобразовательными учреждениями Алтайского края осуществляется по следующей схеме.
Планируемые результаты реализации программы:
Участниками программы являются ученики и учителя образовательных учреждений Алтайского края, дети, обучающиеся в Центре Дистанционного образования детей-инвалидов Алтайского края.
Направления осуществления программы:
Количество участников программы растет с каждым годом.
Первая олимпиада по робототехнике, организованная 25 марта 2011 года, собрала 18 команд: 12 из которых представляли МБОУ «Гимназию № 42» г.Барнаула, ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», КГБОШИЛИ ЛИ «Алтайский краевой педагогический лицей», КГОУ НПО «Барнаульский государственный педагогический колледж» и команда из школы №19 г.Новоалтайска. (Общее количество участников 40).
То уже через год во второй олимпиаде приняли участие более 150 человек, расширилась и география участников.
Совершенствуются формы организации юных робототехников.
График проведения мероприятий сезона 2012-2013 года
Дата проведения |
Название мероприятия |
Участники |
Октябрь 2012 года |
Круглый стол по робототехнике |
Учащиеся общеобразовательных школ, студенты педагогического колледжа и педагогической академии |
Октябрь 2012 года в течение года |
Дистанционный курс по обучению основам робототехники |
Новички в робототехнике (учащиеся общеобразовательных школ, студенты педагогического колледжа и педагогической академии) |
Ноябрь 2012 года |
III Дистанционная олимпиада по робототехнике |
Учащиеся общеобразовательных школ, студенты педагогического колледжа и педагогической академии |
Январь 2013 года |
II Зимний робототехнический лагерь |
Учащиеся общеобразовательных школ, студенты педагогического колледжа и педагогической академии, учителя |
Март 2013 года |
III Олимпиада по робототехнике |
Учащиеся общеобразовательных школ, студенты педагогического колледжа и педагогической академии |
Май 2013 года |
Круглый стол по робототехнике |
Учащиеся общеобразовательных школ, студенты педагогического колледжа и педагогической академии |
Лето 2013 |
II Летний робототехнический лагерь |
Учащиеся общеобразовательных школ, студенты педагогического колледжа и педагогической академии, учителя |
График мероприятий построен таким образом, что ребята, занимающиеся робототехникой, оказываются вовлеченными в процесс занятий, соревнований в течение всего года. Робототехника становится для них не только средством обучения, но и средством общения. Появляются новые друзья, общие интересы. Мы считаем, что для детей важно не только быть лучшим в какой-то области знаний, но также важно приобрести новых знакомых, уметь представлять и защищать свою конструкцию, уметь сопереживать за членов своей и чужой команды на соревнованиях. Все это обеспечивают занятия робототехникой.
Программа «Образовательная робототехника в Алтайском крае», нацелена на раскрытие робототехники, как формы учебной метапредметной деятельности. Это попытались доказать дети в Летнем робототехническом лагере, они собирали роботов, изучали несколько принципиально разных языков программирования, такие как Си, NXT-G и G в профессиональной среде LabView. Кроме того, благодаря помощи спонсоров, впервые удалось массово продемонстрировать связь робототехники с предметами естественнонаучного цикла – физикой, химией, биологией. 15 комплектов датчиков от цифровой лаборатории Vernier, и адаптеры NXT-Vernier производства Hitechnic, предоставленные ПКГ «РОС», позволили провести целый ряд лабораторных работ: роботы искали блюдца с минеральной водой и Спрайтом, искали магниты под листом бумаги, определяли температуру детей и выносили диагноз – здоров, болен.
Таким образом, робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Ученики лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.