Образовательная робототехника в начальной школе (из опыта работы) | Образовательная робототехника в Алтайском крае

Образовательная робототехника в начальной школе (из опыта работы)



Шалагина Елена Александровнагород Новоалтайск, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ № 1"
shalagina1@mail.ru

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий является одним из факторов, определяющих вектор развития мирового общества 21 века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания. Школьникам, которые сегодня сидят за партами, предстоит осваивать новые профессии, новые технологии, решать новые задачи.

Образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.  Занятия по робототехнике знакомят ребёнка с законами реального мира, учат применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, мышление, сообразительность,креативность.

Кроме этого, реализация курса по робототехнике в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой  проектной  деятельности.

Современные технологии настолько стремительно входят в нашу повседневную жизнь,  что справиться с компьютером или любой  электронной игрушкой для ребенка не проблема. Смышленый школьник, используя современный конструктор от компании ЛЕГО, может собрать настоящего интеллектуального робота.

То, что такой робот «поселится» в нашем классе, мы с ребятами и предполагать не могли. Но так случилось, что с 2011 года робот живёт у нас – у РоботоБЭШЕК из 4 «Б» класса МБОУ «СОШ № 1 города  Новоалтайска».  В нашу школу, как и в ряд других школ нашего города Новоалтайска был завезён конструктор Lego Wedo, который по мнению самого изготовителя и «Министерства образования и науки РФ», представляет хорошую платформу для развития детей, начиная с первого класса.

Но, как всякая новая отрасль, робототехника в образовании имеет свои недостатки, которые включают следующие составляющие: методическое сопровождение, финансирование. Проблема методического сопровождения существует в связи с нехваткой учебных и методических пособий по данному направлению.

Чтобы получить необходимую информацию об учебном конструкторе Lego Wedo, научиться управлять им, решать задачи практического характера команда РоботоБЭШКИ решили освоить дистанционный курс «Основы робототехники. Конструктор Wedo». Данный курс действует с 10 октября 2011 года на базе АлтГПА.  Так как мы узнали о существовании конструктора Lego Wedo в нашей школе в конце января, то 1 февраля 2012 года наша группа была зачислена в ряды робототехников. Ускоренным темпом нами изучены следующие темы:

  1. История развития робототехники.
  2. Введение в робототехнику.
  3. Конструирование роботов. Основы конструирования роботов.
  4. Программирование и конструирование таких моделей, как: «Голодный аллигатор», «Танцующие птицы», «Умная вертушка», «Обезьянка-барабанщица», «Рычащий лев», «Порхающая птица», «Нападающий», «Вратарь».

По данным темам мы выполняли различные домашние задания.

В рамках дистанционного курса «Основы  робототехники» была организована работа Круглого стола. Наша команда предоставила отчёт работы, и как новички поделилась своими наработками. Посетив данное мероприятие, ребята не только приобрели новых друзей, но и «загорелись» самыми невероятными идеями.

Подготовка ко II краевой олимпиаде по робототехнике не заняла много времени. В ходе дистанционного курса, ребята кропотливо выполняли все задания, конструировали, программировали, изобретали свои модели. Так для конкурса на лучшую творческую работу наша команда создала проект. Идея учащихся 4 «Б» класса. На уроках литературного чтения изучили произведение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Дедушка Мазай спасает зайцев. Мы подумали, почему бы Маше и Максу не выполнить эту миссию? Так возникла идея создать проект «Спасение зайцев». Джип сконструировали из конструктора Lego TECHNIC, лебёдку усовершенствовали сами в ходе сборки. Нелегко, оказалось, собрать машину с зайцами. Деталей мало, поэтому зайчики получились разноцветными. Программирование не заняло много времени: начало и в цикл заключили действие мотора по часовой стрелке + воспроизведение звука грома и прыжков. Каждая машина выполняет свои действия, результат – ЗАЙЦЫ СПАСЕНЫ!

За эту творческую работу команда получила в награду фотоаппарат.

За участие в курсе все учащиеся получили СЕРТИФИКАТЫ. Но команда РоботоБЭШКИ не остановилась на достигнутом. Ученики  активно занимаются самообразованием, посещают  робототехнические сайты,  конструируют модели из других Lego конструкторов.  Такие конструкторы позволяют учащимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей.

Несколько слов о своей педагогической деятельности по направлению образовательная робототехника.

Моё участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация образования» на секции «Информатика в современном обществе» (руководитель – Пузырная Елена Викторовна) дало новые знания в области информатики. На секции  обобщён опыт работы по теме: «Организация внеурочной деятельности школьников по основам образовательной робототехнике».

В рамках школьной методической недели  принимала  участие в профессиональном конкурсе интерактивных плакатов. Представила интерактивный плакат «Образовательная робототехника в начальных классах». По мнению жюри, работа заслуживает положительной оценки. Данный опыт работы опубликовала в социальной сети работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/interaktivnyi-plakat-...

В 2012-2013 учебном году набрала новых первоклассников. Работая по  ФГОС, организовала внеурочную деятельность кружка «Робототехника». Маленькие первоклассники с большим удовольствием посещают кружок, конструируют и программируют различные модели. Пятиклассники осваивают Lego Mindstorms NXT. Учащиеся первого и пятого классов активно участвуют в краевых олимпиадах по робототехнике.

Есть результаты: два вторых (Коротких Вероника и Тимошкин Илья) и два третьих (Вуксанов Иван и Куприянов Роман) места в III Дистанционной олимпиаде в категории Wedo и 3 место команд «РоботоБЭШКИ-2» и «РоботоБЭШКИ-1» в III очной олимпиаде в категории Wedo.

В помощь и учителям, и учащимся дистанционные курсы, проводимые на базе кафедры теоретических основ информатики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», посредством дистанционной системы обучения MOODLE. Большое спасибо руководителю курсов Пузырной Елене Викторовне, старшему преподавателю кафедры теоретических основ информатики АлтГПА и преподавателям курсов «Lego – программирование. ПервоРобот Lego WeDo» - Мишиной Оксане Сергеевне и «Lego – программирование. Lego Mindstorms NXT» - Петраковой Ольге Викторовне. Их своевременная помощь для нас очень важна! Надеемся на дальнейшее сотрудничество! Успехов и продвижения вперёд!

Мир не стоит на месте, всегда развивается, и кто знает, может наши ученики, создадут  нового робота 21 века или станут великими учёными.!?

Список использованной литературы:

  1. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://robotics.ru/ , свободный. — Загл. с экрана.
  2. ПервоРобот LEGO® WeDoTM - книга для учителя [Электронный ресурс].
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.